Тел. (495) 287-48-60, 287-48-61

115191, г. Москва, Гамсоновский пер.,
дом 2, стр. 1, подъезд 6, этаж 1, пом. 85-94
E-mail: info@paucfo.ru

Документы

«Анализ деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по результатам проведенных проверок»

Документ размещен: 08.07.2014 13:20:09
Документ изменен: 25.07.2014 18:17:14

Управлением по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Федеральной регистрационной службы проанализированы результаты проверок деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, проведенных в период с января 2007 по декабрь 2007.
На момент составления данного документа в Едином государственном реестре арбитражных управляющих зарегистрировано 40 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В период с января 2007 по декабрь 2007 года Управлением проведены проверки 19 саморегулируемых организации арбитражных управляющих, из них за аналогичный период в 2006 - 12 проверок.
Следует отметить, что из числа проведенных проверок 3 проверки внеплановые - проверка деятельности Некоммерческого партнерства "Объединение арбитражных управляющих "Авангард", Некоммерческого партнерства "Национальная гильдия арбитражных управляющих", Некоммерческого партнерства "межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Байкальская лига".
В нижеприведенной таблице перечислены саморегулируемые организации, в отношении которых проведены данные проверки.

Наименование СРОДата проверкиПринятые мерыРезультат
НГТ "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (МП СРО "СЕМТЭК") 19 по 27 февраля 2007 Предписание от 21.03.07, № 7/1052 Письмо от 25.04.07 об устранении нарушений
НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа" (НП ПАУ ЦФ0) 19 по 27 марта 2007 Предписание от 11.04.07, №7/1342 Письмо от 10.05.07, № 295 - об устранении нарушений
НП "Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" (НП СРО "МСОПАУ") 23 по 28 апреля 2007 Предписание от 24.05.07, №7/1957 Письмо от 22.06.07. № АК 868/01 -07-об устранении нарушений
МП "Объединение арбитражных управляющих "Авангард" (НП ОАУ "Авангард") 2 по 8 мая 2007 Заявление в АС об исключении из единого реестра саморегулируемых организаций АУ Решением AC в иске отказано
НИ "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Северо-Запада" (НП "СРО АУ СЗ") 15 по 21 мая 2007 Предписание от 01.06.07 №7/2105 Письмо от 13.07.07, № 400 -об устранении нарушений
НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Континент" (НП "СОАУ "Континент") 13 по 20 июня 2007 Предписание от 06.07.07 № 7/2589 Письмо от 28.09.07, № 3375 - об устранении нарушений
НП "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Байкальская лига" (НП МСРО АУ "Байкальская лига") 2 по 6 июля 2007 Предписание от 13.07.07 № 7/2994 Письмо от 13.08.07, № 415 - об устранении нарушений
Саморегулируемая межрегиональная общественная организация "Ассоциация антикризисных управляющих" (САМРО "Ассоциация антикризисных управляющих") 16 по 23 июля 2007 Предписание от 17.08.07№7/3194 Письмо от 17.09.07, № 700-07/к - об устранении нарушений
НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "ЕВРАЗИЯ" (НП"ЕВРАЗИЯ") 30 июля по 06 августа 2007 Предписание от 17.08,07 №7/3193 Письмо от 26.09.07, № 308/09 - об устранении нарушений
НП "Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональны арбитражных управляющих" (НП "ДМСО") 23 по 31 августа 2007 Предписание от 20.09.07 .№7/3631 Письмо от 08.10.07, № 570/05 - об устранении нарушений
НП "Национальная гильдия арбитражных управляющих" (НП "НГАУ") 10 по 14 сентября 2007 Предписание от 03.10.07 №. 1/3193 Письмо от 01.11.07, № l-03/2124-об устранении нарушений
НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Северная Столица" (МП "СРО АУСС") 24 по 27 сентября 2007 Без предписания Сообщение от 04.10.07, №7/3811 -о принятом решении
НП "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Содействие" (НП МСРО "Содействие") 17 по 25 октября 2007 Предписание от 09.11.07 № 7/4248 Письмо от 19.12.07, № 2184-об устранении нарушений
НП "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Стратегия" (НП "МСОАУ "Стратегия") 21 по 28 ноября 2007 Предписание от 10.12.07 №7/4735 Письмо от 16.01.08, № 32 - об устранении нарушений
НП "Кузбасская саморегулируемая организация арбитражных управляющих" (НП "Кузбасская СОАУ") 29 ноября по 5 декабря 2007 Без предписания
НП "Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих" (НП "ЕВГОСИБ") 05 по 12 декабря 2007 Предписание от 25.12.07 № 7/4960 Письмо от 25.01.08, № 171 - об устранении нарушений
НП "Саморегулируемая организация "Гильдия арбитражных управляющих" (НП СРО "Гильдия арбитражных управляющих") 12 по 18 декабря 2007 Предписание от 14.01.08 № 7/82
НП "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" (НП "МСО ПАУ") 11 по 19 декабря 2007 Без предписания
НП "Союз менеджеров и антикризисных управляющих" (НП "СМиАУ") 11 по 19 декабря 2007 Предписание от 15.01.08 № 7/98

В статье 20 Федерального закона № 127 "О несостоятельности (банкротстве) " (далее - Закон о банкротстве) перечислены требования, в соответствии с которыми гражданин Российской Федерации может быть арбитражным управляющим, а также условия, необходимые для осуществления деятельности арбитражного управляющего.
В 11-ти саморегулируемых организациях арбитражных управляющих данные требования не соблюдались:
НП СРО "СЕМТЭК", НП СРО "МСОПАУ", НП "СРО АУ СЗ", НП МСРО АУ "Байкальская лига", НП "ДМСО", НП "НГАУ", НП "ЕВРАЗИЯ", САМРО "Ассоциация антикризисных управляющих", НП "СОАУ "Континент", НП ПАУ ЦФО, НП СРО "Гильдия арбитражных управляющих".
Так, например, в ходе проверки личных дел арбитражных управляющих установлено, что в ряде личных дел отсутствуют документы, подтверждающие соответствие членов НП СРО "МСОПАУ" требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 20 Федерального закона, а именно:

  • свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • документы, подтверждающие наличие стажа руководящей работы;
  • свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, подтверждающие наличие высшего образования;
  • свидетельства о прохождении стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
  • документы, подтверждающие гражданство Российской Федерации.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в нарушение норм принятых внутренними стандартами и правилами НП СРО "МСОПАУ", заявления 13 арбитражных управляющих о принятии в члены НП СРО "МСОПАУ" не содержат даты их подачи.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона о банкротстве одним из условий включения некоммерческого партнерства в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет, взносов членов в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена.
К обязанностям саморегулируемой организации арбитражных управляющих в соответствии с п. 2 ст.22 Закона о банкротстве относится обеспечение формирования компенсационного фонда или имущества общего взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 № 344 "Об утверждении Временного положения о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" (далее - Постановление № 344) установлено, что средства компенсационного фонда подлежат зачислению на отдельный расчетный счет, открываемый саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в кредитной организации, и размещение средств фонда в иные активы (имущество) не допускается.
Эти требования не соблюдались в 8 саморегулируемых организациях арбитражных управляющих:
НП "ДМСО", НП МСРО "Содействие", НП ПАУ ЦФО, НП "ИГАУ", НП "СОАУ "Континент, НП "ЕВРАЗИЯ", САМРО "Ассоциация антикризисных управляющих", НП МСОАУ "Стратегия".
Так, имели место факты перечисления денежных средств за ряд членов саморегулируемой организации юридическими и физическими лицами на основании заключенных между арбитражными управляющими и этими лицами договоров займа (НП "ДМСО", НП МСРО "Содействие").
После вступления в члены саморегулируемой организации частью арбитражных управляющих не были своевременно и/или лично внесены взносы в компенсационный фонд (НП "НГАУ", НП "ЕВРАЗИЯ").
Так, например, при проверке НП МСРО АУ "Байкальская лига" выявлено нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 №299 "Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего". Представленные на обозрение инспекторам отчеты о проведенных процедурах банкротства, как правило, не содержат документов, подтверждающих указанные в отчетах сведения, т.е. необходимые приложения. Из проверенных инспекторами 140 отчетов более 80 не имеют необходимых приложений. Также отчеты арбитражных управляющих хранятся не в сброшюрованном виде, что противоречит п.4 Общих правил подготовки отчетов.
4-мя саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих не выполняются обязанности по уведомлению арбитражных судов, рассматривающих дела о банкротстве, об исключении своих членов, исполняющих обязанности арбитражных управляющих в таких делах, из числа членов партнерства, в срок не позднее чем три дня с даты его исключения: НП МСРО АУ "Байкальская лига", НП "ДМСО", САМРО "Ассоциация антикризисных управляющих", НП СРО "Гильдия арбитражных управляющих".
Так, например, за проверяемый период, согласно уведомлениям об исключении из состава НП "ДМСО", направленных в адрес арбитражных судов, из членов некоммерческого партнерства исключены 38 арбитражных управляющих.
Проверкой установлено, что в отношении 6-ти арбитражных управляющих информационные письма в арбитражный суд об их исключении Партнерством направлены в нарушение трехдневного срока
В 14 саморегулируемых организациях допущены нарушения требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 22 Закона о банкротстве по организации и проведению стажировки и Правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2003 г. № 414:
НП СРО "СЕМТЭК", НП СРО "МСОПАУ", НП ОАУ "Авангард", НП "СРО АУ СЗ", НП МСРО АУ "Байкальская лига", НП "ДМСО", НП "СРО АУСС", НП "НГАУ", НП "ЕВРАЗИЯ", САМРО "Ассоциация антикризисных управляющих", НП "МСОАУ "Стратегия", НП ПАУ ЦФО, НП "Кузбасская СОАУ", НП СРО "Гильдия арбитражных управляющих".
Например, в ходе проверки НП СРО "СЕМТЭК" были установлены следующие нарушения внутренних стандартов и Правил стажировки:
1. Положением № 3 "О правилах прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего" НП СРО "СЕМТЭК" установлена обязанность соискателя уплачивать единовременный взнос за прием и рассмотрение заявления и документов; обязанность стажера ежемесячно уплачивать стажерские взносы, что противоречит п. 16 Правил стажировки.
2. Не всегда соблюдается 10-дневный срок рассмотрения заявлений после их поступления и принятия по ним Правлением решений о прохождении стажировки или об отказе.
3. Нарушается 7-дневный срок принятия решения об утверждении результатов прохождения стажировки после рассмотрения отчета стажера и выдачи свидетельства, установленный пунктом 27 Положения № 3,
4. Имеют место факты ненадлежащего оформления отчетов и заключений о прохождении стажировки.
В 9 саморегулируемых организациях нарушаются требования пункта 2 статьи 22 Закона о банкротстве и Правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2005 г.
НП СРО "СЕМТЭК", НП СРО "МСОПАУ", НП ОАУ "Авангард", НП "ДМСО", НП МСРО "Содействие", САМРО "Ассоциация антикризисных управляющих", НП "МСОАУ "Стратегия", НП СОАУ "Континент", НП СРО "Гильдия арбитражных управляющих".
Так, например, при проведении проверки НП "СОАУ "Континент" выявлены неоднократные нарушения соблюдения саморегулируемой организацией установленных сроков рассмотрения жалоб.
В НП СРО "СЕМТЭК" ответы по результатам рассмотрения жалоб направлялись не всем заявителям; одна жалоба оставлена без рассмотрения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о банкротстве саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих.
В 15-ти саморегулируемых организациях арбитражных управляющих разработаны, утверждены необходимые внутренние документы организации регламентирующие деятельность структурных подразделений Партнерства, а также его членов - арбитражных управляющих, которые соответствуют нормам действующего законодательства: НП СРО "МСОПАУ", НП "СРО АУ СЗ" НП МСРО АУ "Байкальская лига", НП "ДМСО", НП МСРО "Содействие", НП "НГАУ", НП "ЕВРАЗИЯ", САМРО "Ассоциация антикризисных управляющих" НП "МСОАУ "Стратегия", HП ПАУ ЦФО, НП СОАУ "Континент" НП "Кузбасская СОАУ", НП "ЕВРОСИБ". Данные документы направлены в регулирующий орган.
Однако, например, в НП СРО "СЕМТЭК" не соответствует нормам действующего законодательства п. 8 Положения № 3 "О правилах прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего".
Также положение о филиале НП "СРО АУСС" в части порядка назначения руководителя филиала не соответствует Уставу Партнерства. Также необходимо внести изменение в Устав Партнерства в части местонахождения филиала в Республике Коми.
Пунктом 3 статьи 22 Закона о банкротстве предусмотрены обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих, по представлению в регулирующий орган в целях последующего опубликования изменений, внесенных в учредительные документы, правила и стандарты деятельности и деловой этики арбитражных управляющих, а также иных сведений,
Требования закона, в целом, соблюдаются всеми саморегулируемыми организациями кроме НП "ЕВРАЗИЯ".
Так, НП "ЕВРАЗИЯ" не были представлены в регулирующий орган следующие правила и стандарты деятельности и деловой этики арбитражных управляющих:

  • Положение о компенсационном фонде от 22.11.2005,
  • Положение о реестре арбитражных управляющих от 22,11.2005,
  • Положение о членских взносах от 22.11.2005,
  • Положение о Дисциплинарной комиссии от 22.11.2005,
  • Положение о порядке проведения проверок деятельности арбитражных управляющих от 22.11.2005,
  • Положение о членстве от 08.02.2007,
  • Положение о порядке подготовки и предоставления отчетов арбитражных управляющих от 22.11.2005,
  • Правила профессиональной деятельности и деловой этики арбитражных управляющих от 01.03.2007,
  • Положение о комитете по назначениям арбитражных управляющих.

В 11-ти саморегулируемых организациях в нарушение порядка утверждения арбитражного управляющего, закрепленного в пунктами 1 и 3 статьи 45 Закона о банкротстве, следующими саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих не соблюдаются сроки представления кандидатур в соответствии с запросами арбитражного суда.
НП СРО "СЕМТЭК", НП ОАУ "Авангард", НП "СРО АУ СЗ" НП "ДМСО", НП МСРО "Содействие", НП "НГАУ", НП "ЕВРАЗИЯ" НП "МСОАУ "Стратегия", НП СОАУ "Континент" НП СРО "Гильдия арбитражных управляющих".
Также в НП "СРО АУ СЗ", НП ПАУ ЦФО выявлены нарушения установленного законом порядка в ходе процедуры отбора кандидатур арбитражных управляющих.
Так, например, нарушения при осуществлении процедуры отбора кандидатур арбитражных управляющих выявлены в ходе проверки филиала НП "СРО АУ СЗ" в Нижегородской области. При представлении списков кандидатур на предприятия ЗАО "Страховая компания "Корона", ООО "Родник", ОАО "Хлебзавод № 5", письма со списком кандидатур в арбитражный суд были направлены до утверждения их комиссией по отбору.
В некоторых случаях отсутствуют протоколы на утверждение списка арбитражных управляющих на предприятия Нижегородской области: "Янтарь", "Комбинат школьного питания", "Нижегородские автомобили" и другие. При этом списки кандидатур представлялись в арбитражный суд без утверждения их комиссией.
Согласно пункту 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
В 11-ти саморегулируемых организациях установлены нарушения данных положений:
НП СРО "СЕМТЭК", НП "СРО АУ СЗ", НП "ДМСО", НП МСРО "Содействие", НП "НГАУ", НП "МСОАУ "Стратегия", НП "СОАУ "Континент", НП ПАУ ЦФО, НП СРО "Гильдия арбитражных управляющих".
Так, например, НП "НГАУ", согласно Уставу, имеет 61 представительство в различных субъектах Российской Федерации. Однако, в Уставе НП "НГАУ" отражены не адреса представительств, а лишь перечислены их наименования по субъектам, в которых они расположены. В нарушение требований статьи 52 и абзаца 3 пункта 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации установлено различие в юридическом и фактическом адресе как НП "НГАУ", так и ряда его представительств. Многие представительства Партнерства бездействуют, минимальная численность их членов не установлена, в результате значительная их часть представлена одним арбитражным управляющим. Ряд Представительств не поставлены на учет в налоговых органах, не выполняют возложенных на них обязанностей, не имеется положений о представительствах: в Приморском крае, Оренбургской области, Республике Башкортостан, Ростовской области и других субъектах Российской Федерации.
По итогам проверок 19 некоммерческих партнерств Управлением выдано 15 предписаний, в отношении одного (НП ОАУ "Авангард") направлено заявление в арбитражный суд об исключении его из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

По результатам рассмотрения предписаний в Росрегистрацию саморегулируемыми организациями представлены письма и документы, свидетельствующие об устранении выявленных нарушений закона.

Начальник отдела контроля
за саморегулируемыми организациями
арбитражных управляющих Управления
по контролю и надзору в сфере
саморегулируемых организаций
С.М. Салихов