Тел. (495) 287-48-60, 287-48-61
115191, г. Москва, Гамсоновский пер.,
дом 2, стр. 1, подъезд 6, этаж 1, пом. 85-94
E-mail: info@paucfo.ru
ПИСЬМО МНС РОССИИ
от 17 августа 2004 г. № 19-02-01/000019
Начальнику Управления
урегулирования задолженности и
обеспечения процедур банкротства
ФНС России
Хурсевичу С.Н.
Письмо МНС России от 17 августа 2004 г. № 19-02-01/000019
Уважаемый Сергей Николаевич,
В соответствии с Вашим запросом Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России сообщает по вопросам определения:
ежемесячного вознаграждения арбитражному управляющему при подаче заявления уполномоченным органом в делах о банкротстве и в процедурах банкротства (далее - уполномоченный орган) и при переходе из одной процедуры банкротства в другую;
дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему по предложению уполномоченного органа.
Прежде всего, необходимо отметить, что Департамент вправе только высказать свою позицию по изложенным вопросам, которая не является общеобязательной для применения.
Пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Разъяснениями о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. № 217, определено, что: "Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение".
В соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченный орган самостоятельно определяет позицию о размере вознаграждения арбитражного управляющего. При этом, по мнению Департамента, необходимо учитывать, что статьей 26 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - закон о банкротстве) определен только минимальный размер вознаграждения арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий - десять тысяч рублей.
Размер вознаграждения устанавливается собранием кредиторов и утверждается арбитражным судом.
В соответствии с законом о банкротстве за счет выплачиваемого вознаграждения арбитражные управляющие обязаны осуществлять обязательные расходы, установленные законом о банкротстве. Представляется недопустимым установление вознаграждения арбитражного управляющего в размере менее суммы обязательных расходов арбитражного управляющего и, соответственно, не обеспечивающем экономическую заинтересованность в осуществлении арбитражным управляющим своих функций.
В этой связи при определении размера вознаграждения арбитражного управляющего в соответствии с пунктом 1 статьи 26 закона о банкротстве уполномоченным органом, по мнению Департамента, целесообразно учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 20 закона о банкротстве арбитражный управляющий в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры банкротства, а именно:
три процента балансовой стоимости активов должника, превышающей сто миллионов рублей, при балансовой стоимости активов должника от ста до трехсот миллионов рублей;
шесть миллионов рублей и два процента балансовой стоимости активов должника, превышающей триста миллионов рублей, при балансовой стоимости активов должника от трехсот миллионов рублей до одного миллиарда рублей;
двадцать миллионов рублей и один процент балансовой стоимости активов должника, превышающей один миллиард рублей, при балансовой стоимости активов должника более чем один миллиард рублей.
В этой связи вознаграждение арбитражного управляющего должно обеспечивать возможность оплаты арбитражным управляющим страховой премии по дополнительному страхованию, в течение установленного законом о банкротстве времени осуществления полномочий арбитражного управляющего. Определение размера страховой премии по дополнительному страхованию целесообразно осуществлять в соответствии с текущими рыночными условиями.
При определении размера вознаграждения арбитражного управляющего, по мнению Департамента, целесообразно учитывать также объем функций, выполняемых арбитражным управляющим в рамках соответствующей процедуры банкротства, а также учитывать объем работы связанный с особенностями реализации процедур банкротства в отношении отдельных категорий должников установленных законом о банкротстве.
Учитывая, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено утверждение отдельного нормативного правового акта определяющего порядок принятия уполномоченным органом решений по вопросам определения размера вознаграждения арбитражного управляющего, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о разработке и утверждении соответствующей методики, в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г.
№ 257, в соответствии с которым Минэкономразвития России определяет:
порядок голосования уполномоченного органа при участии в собрании кредиторов;
порядок выбора уполномоченным органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
На основании изложенного для подготовки указанной методики прошу рассмотреть возможность представления предложений Управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ФНС России в Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России.
Заместитель Директора
Департамента корпоративного управления
Ц.В. Церенов
Бискуп Д.А.
209-81-52
Департамент корпоративного управления